archive of dispatch
Интернет-проект поддержки музыкантов

Подписка на новости для слушателей и музыкантов

 
<< Назад (статьи по звуку)
Чем оцифровывают музыку?

В СОВРЕМЕННОЙ ЗВУКОТЕХНИКЕ уже нашли примененив несколько разных технологий передачи звука – как классических двухканальных, так и многоканальных. Однако подавляющев их большинство в сути своей является компромиссным решением между качеством первдаваемого звука и необходимой скоростью передачи звукоданных. Некоторые из них отличаются принципиально, тем не менее, без существенного отличия по качеству. И только две последние технологии, представленные в конце врезки, – DSD и MLP/РСМ – выделяются как раз. своей «музыкальностью». Они на несколько порядков точнее описывают оригинал. Чем, собственно, и оправдывают вее попытки создания аудионо – сителя нового поколения.

РСМ. На популярном языке, это самое простое. двухмерное» описание звуковой волны. Может быть линейным или нелинейным, с разной зависимостью точности описания от амплитуды волны. Линейная 16-битовая модуляция применяется в СD – и DАТ-технике, а также для записи звукового сопровождения в МiniDV. Нелинейная 8-, 10- или 1 2-битовая – в Video 8, МiniDV и некоторых системах цифрового радиовещания. Недостаток – избыточность: в канале необходимо передавать уйму «молчаливых» нулвй. Стандарт РСМ 16/44,1 обладает творетическим динамическим диапазоном 97 дБ и полосой до 20 кГц. Стандарт РСМ 24196 – 146 дБ и 44 кГц соответственно.

NICAM. Одна из самых первых удачных попыток сездания цифрового канала достаточно хорошего качества при пониженной скорости первдачи данных. Используетея:для трансляции двуязычного, стереофонического или матричнокодированного многоканального звукового сопровождения в современном аналоговом телевидении. Правда,.в стандартах на цифровое спутниковое и кабельнов телевидвние используются более совершенные алгоритмы компреасии многоканального звучания (например: МРЕG). ATRAC (Adaptive Transform Acoustic Coding). «Трехмер ная» система передачи, использующая пятикратную компрессию данных за счет мощной предварительной пеихоакустической обработки. В послвдних версиях введвно интеллектуальное перераспределенив ресурсов.на описание амплитудных или временных характеристик сигнала и их представление с плавающей запятой. Используется в МiniDisc. Недостаток: записанный сигнал отличвется от оригинального. Достоинство: отсутствие цифровой «безжиэнвнноети» звучания (ATRAC 4,5). Теоретическая динамика – 120 дБ, реальная – 90 дБ. www.amulation.co.uk/minidisc/index.html

МР3 (МРЕG-1 Lауеr 3). В: эту систему заложены те же идеи, что и в АТRАС: сжатие потока звуковых данных производится за счет мощной психоакустической обработки, однако реализация процесса все же отличается некоторыми нюансами. Изначально использовался в CD-Video. Теперь это отдельно живущий и быстро распространяющийся стандарт передачи аудиофайлов (*mp3) в Интернете. Недостатки: изменение спектра сигнала за счет устранения наиболее «слабых» полос спектра, обычно страдают частоты от 16 КГц и выше. Достоинство: воз – можность использования с самими разными скоростями передачи (64-320 кбит/с для 44,1 кГц). www.mp3.com

MPEG AAC, МРЕG 5.1. Разновидности сжатия речевого, двухканального (Advanced Acoustic Coding) или же многоканального звучания (система 5.1) с гибким битрейтом в рамках универсального алгоритма компрессии MPEG-2. В финальном варианте для DVD-Video от Moving Picture Experts от Moving Picture Experts Group была принята только та структурная часть алгоритма, которая обрабатывает и сжимает цифровое видео. От применения звукового кодера MPEG-2 для дисков PAL впоследствии отказались. http://whatis.com/mpegstan.htm

Dolby Digital AC-3. Эффективный алгоритм сжатия многоканального звучания (5.1.), принятый вначале в качестве стандарта для дисков системы NTSC, а теперь и в качеетве основного для DVD-Video (многие проигрыватели нынче сврийно оснащаются встроенным процессором АС-3). Достоинства: очень зкономичный битрейт, позволяющий «уложить на диск несколько разноязычных многоканальных звуковых сопровождений Dolby Digital. Недостатки.жесткий, не очень естественный характер звучания, обусловленный значительными потерями при компрессии. www.dolby.com/digital

DTS (Digital Theater Sound). Альтернативный алгоритм сжатия многоканального звучания (5.1) для DVD–Video. Достоинства: более высокое, чем у АС-3, качество. звучания, возможность примвнения в LD или CD для записи многоканального звучания, причем в последнем случае – с качеетвом не хуже двухканального РСМ 16/44,1. Недостатки: невысокая пока распространенность, необходимость покупать внвшний процессор DTS. www.digitalsound.com

SDDS (Sony Dynamic Digital Theater). По сути, это восьмиканальный АТRАС со всеми вытекающими отсюда преимуществами и недостатками. Для DVD–Video пока не используется, но получил довольно широкое распространение в кинематографических пленочных носителях. В перспективе может быть применен в бытовой сфере и стать серьезной альтернативой домашним многоканальным процессорам Dolby АС–3 и DTS. www.isc.rit.edu/~axb8863/sdds.htm

DSD (Direct Stream Digital). В двух словах, это своего рода «одномерный» формат цифровой передачи звука однобитовым потоком данных с использованием дельта – сигма модуляции. Дискретизация осущвствляется с чудовищной частотой 2,8224 МГц (в 64 раза выше, чем в системе CD), при этом все изменения сигнала регистрируются таким обраэом, что достигавтся точность описания, эквивалентная 20–24-битовой системе РСМ, работающей с чаетотой дискретизации выше 200 кГц. Недостаток: необходима выоокая скорость передачи данных для многоканального звукового сопровождения(шесть каналов – почти 8,6 Мбит/с при максимально допустимом потоке в DVD–Video 9,6 Мбит/с). Достоинства: звучание экспертами оценивается как «совершенно аналоговое». www.disctronics.co.uk/dvd/dvdaudio/sacd.htm

MLP (Meridian Lossless Packing). Фактически это не формат передачи цифрового звука и не система компрессии, вносящая изменения в оригинальный сигнал, а архиватор, работающий в режиме реального времени с потоком звуковых данных РСМ и не приводящий к потерям звуковой информации. Позволяет примерно вдвое уменьшить скорость пере – дачи при неизменном качестве. Если бы эту систему использовали в компакт-диске, звук можно было бы дискретизировать с частотой 88,2 кГц для лучшего качества звучания или записывать его в многоканальном варианте. www.meridian-audio.com/m_news.htm

Компьютерра #12 [290] 23 марта 1999

 
<< Назад (статьи по звуку)
Advertisment