Современные музыкальные программы,
работающие под операционной системой Windows 98, довольно «прожорливы»,
поэтому компьютер нужен максимально мощный. Причем, выбор компьютера
совершенно не зависит от того, профессионал вы или любитель. В
любом случае вы будете использован машину не только для сочинения
музыки - вам захочется и «походить» по Интернету, и поиграть в
современные игры, и еще тысячу и одну вещь. Поэтому исходить нужно
из простого правила: лучше всего отставать от прогресса ровно
на один шаг как правило, на все новинки цены искусственно завышаются,
а устройства «второго эшелона» уже стоят более разумно. И если
старшей моделью компьютера является Pentium III [пентиум] 650
МГц, те можете смело останавливать свой выбор на Pentium III 450
МГц. Только помните, что при нынешних темпах развития компьютерной
отрасли вам, как минимум, раз в год придется менять комплектующие,
для того, чтобы ваша машина соответствовала требованиям программного
обеспечения.
Если у вас некоторые затруднения
с финансами, то вполне разумным выбором будет компьютер с одной
из старших моделей процессора Celeron [селерон]. По производительности
эти процессоры не так уж и сильно отстают от Pentium III, но стоят
чуть ли не в два раза дешевле. Правда, есть приложения, которые
требуют максимально возможного объема кэш-памяти второго уровня
(например, Samplitude), и на них Celeron проигрывает Pentium III.
Кроме этого, появляется все больше и больше программ, специально
оптимизированных под Pentium III, на которых отставание Celeron
уже весьма существенно. Но все описанные в книги программы работают
на Celeron вполне прилично.
В принципе, большинство описанных
в книге программ работают и на обычном Pentium 166 ММХ с 32 Мб
оперативной памяти. Но для обработки звука в реальном времени
такая машина совершенно не годится. Кстати, подобные компьютеры
уже давно сняты с производства, поэтому найти их можно лишь в
фирмах, которые торгуют подержанным оборудованием. Покупать такую
машину вряд ли целесообразно - для модернизации она не подходит.
Хотя у подержанных компьютеров есть и достоинство: стоят они совсем
дешево. Минимальное по нынешним временам количество памяти для
музыкальных приложений - 64 Мб, однако, если есть возможность,
то поставьте 128 Мб - почти все программы заработают быстрее.
256 Мб имеет смысл ставить только для работы с некоторыми программами,
(например, Wave Lab или Samplitude). Если же вы собираетесь работать
только с Cakewalk и Sound Forge, то 256 Мб не дадут никакого прироста
производительности.
Монитор тоже лучше иметь большого
размера - все современные программы имеют большое количество рабочих
окон, и комфортно работать с ними можно только при разрешении,
как минимум, 800х600. В принципе, пойдет и пятнадцатидюймовый
монитор, но если финансы позволяют, то лучше иметь семнадцатидюймовый.
Единственное важное требование к монитору - соответствие стандарту
безопасности ТСО'99. И не надо брать мультимедийные модели со
встроенными колонками - стоят они дороже, а колонки там не лучшего
качества.
Теперь давайте ответим вот на
какой вопрос: покупать ли готовый компьютер или собирать его по
частям, пользуясь услугами друзей и знакомых? Как показывает опыт,
компьютеры известных мировых сборщиков типа Bell, Hewlett Packard
или Compaq для музыкальных целей лучше не брать. Дело все в том,
что у этих фирм свои собственные представления о том, что такое
хорошо и что такое плохо, и эти представления не всегда совпадают
с нашими. Владельцы таких компьютеров испытывают проблемы с расширением
конфигурации: вопервых, далеко не все звуковые карты можно корректно
заставить с ними работать, а во-вторых, установка дополнительного
жесткого диска или модулей оперативной памяти «неправильной»,
с точки зрения производителя, марки сопровождается кучей проблем.
Кроме этого, не факт, что вы вообще отыщете в этих компьютерах
свободные слоты ISA или PCI.
С нашими отечественными сборщиками
компьютеров договориться куда проще. Они лучше понимают специфику
нашей страны, где каждый «сам себе механник», и, соответственно,
гораздо демократичнее относятся к вашему желанию иметь хорошую
звуковую карту, а не дешевую ESS 1868 - в большинстве моделей
их компьютеров есть слоты расширения. Поэтому, если уж покупать
готовый компьютер, то только у отечественных производителей. Однако,
прежде чем платить деньги, обязательно поинтересуйтесь, что произойдет,
если вы откроете крышку системного блока. В некоторых случаях
вы можете лишить себя гарантии, если соберетесь ставить звуковую
карту самостоятельно. В такой ситуации лучше попросить установить
карту технических специалистов вашего сборщика.
Последнее время в нашей стране
появились фирмы, которые собирают ком- пьютеры специально для
музыкантов. Обращение в такую фирму - это хороший вариант, так
как там вам подберут именно то, что нужно, а не среднестатистический
«домашний компьютер». Правда, такие услуги стоят некоторых денег,
но если вы не чувствуете в себе сил сделать самостоятельный выбор,
то лучше обратитесь к соответствующим специалистам.
Если же вы планируете собирать
музыкальный компьютер самостоятельно или с помощью знакомого специалиста,
то вам придется покупать комплектующие. Давайте вкратце поговорим
о них.
Материнские платы надо брать только
от известных производителей. Временем проверены Asustek [асустек]
и Iwill [айвил] - с ними точно не будет никаких проблем. Также
вполне приличны ABIT, Acorp, Chaintech и GigaByte. Но если же
вы покупаете дешевые китайские поделки типа Unisis, Unimport или
вообще безымянные, то готовьтесь к сражениям - заставить работать
такие устройства, как правило, могут только специалисты со стажем.
Если у вас сразу заработала безымянная материнская плата, то считайте,
что вам повезло (однако, не факт, что эта идиллия будет продолжаться
долго). Кстати говоря, если вы покупаете готовый компьютер, то
вас должна очень мало волновать материнская плата, которая установлена
внутри (как впрочем и остальные комплектующие) - за их работоспособность
несет ответственность фирмасборщик.
Процессоры нужно покупать только
от фирмы Intel [интел]. Дело все в том, что многие производители
музыкального программного обеспечения утверждают - их продукты
при работе с процессорами от AMD и Ciryx [сайрикс] используют
гораздо больше ресурсов - то есть они попросту оптимизированы
под процессоры Intel. Кроме этого, уже появилось некоторое количество
программ, которые разрабатывались для процессоров Pentium III
(например, Cubase VST 3.7 или Samplitude 2496 версии 5.2), и даже
на процессорах Pentium II равной тактовой частоты они работают
процентов на 20 медленнее. Модули оперативной памяти - DIMM -
можно покупать любые. Однако их лучше брать в той же фирме, где
и материнскую плату. Дело все в том, что в компьютерных фирмах,
как правило, уже есть проверенные готовые решения для конкретных
моделей материнских плат - так что у вас вряд ли будут с такой
памятью проблемы.
Видеокарту можно, в принципе,
тоже брать любую - для музыкальных приложений не нужны модные
3-D ускорители. Для рабочего разрешения монитора 800х600 достаточно
2-4 Мб видеопамяти, но если вы собираетесь работать с большими
разрешениями, то лучше взять карту с 4-8 Мб видеопамяти. Тип видеопамяти
(EDO или SDRAM) тоже не имеет для музыкальных приложений никакого
значения. Зато, если вы собираете компьютер на процессорах Celeron
или Pentium III, то лучше приобрести карту, рассчитанную на шину
AGP, а не традиционный PCI вариант.
Теперь о жестких дисках. Если
вы собираетесь записывать «живой» звук (а вы наверняка собираетесь
его записывать), то потребуется быстрый винчестер достаточно большого
объема. Если у вас не очень много оперативной памяти (32-64 Мб),
то лучше иметь два жестких диска. Дело все в том, что в этом случае
Windows 95 и 98 для своей работы активно используют файл подкачки,
который размещается в большинстве случаев на системном диске,
и если вы на этот же диск будете записывать звук с частотой 44
кГц и разрядностью 16 бит одновременно с воспроизведением нескольких
(16-24, в зависимости от конкретной модели диска) уже записанных
дорожек, то может оказаться, что ваша дисковая подсистема не справится
с такой работой и в звуке появятся «провалы» - часть информации
будет исчезать в неизвестном направлении. Увеличение объема оперативной
памяти до 128-256 Мб фактически устраняет необходимость иметь
второй винчестер. Однако два диска бывают полезны и в этом случае
при работе с Gigasampler.
Какой дисковый интерфейс лучше
для музыкальных приложений: Ultra ATA [ультра-ата] или SCSI [скази]?
Вы, вероятно, знаете, что в мультимедийных и офисных компьютерах
обычно используются Ultra ATA жесткие диски, а SCSI применяется
для рабочих станций или серверов. Профессиональные системы записи
на жесткий диск тоже имеют SCSI-интерфейс, который обладает массой
достоинств и одним единственным недостатком: и SCSI- адаптеры
и сами диски довольно дороги. Ответ на этот вопрос очень прост:
если у вас нет никаких внешних профессиональных SCSI-устройств
(систем записи на жесткий диск, сэмплеров и т.д.) или вы не собираетесь
приобретать SCSI CD-R для записи компакт-дисков, то этот интерфейс
вам ни к чему. Производительности обычных U-ATA дисков вполне
достаточно, чтобы записывать «живой» звук на 16-20 дорожек, а
то и больше.
Винчестеры каких марок лучше всего
купить? Однозначного ответа здесь нет. Однако по отзывам владельцев
музыкальных компьютерных студий, очень хорошо зарекомендовали
себя винчестеры Quantum [квантум] серий Fireball [файрбол] - они
очень надежны и быстры. Можно поставить любой Fujitsu [фуджитсу]
- они тоже получают от музыкантов хорошие отзывы. Последнее время
и фирма IBM стала выпускать очень быстрые и надежные диски. Но
ни в коем случае не покупайте очень распространенные диски фирмы
Western Digital серии Caviar. Они не обладают достаточной надежностью
- по отзывам дилеров WD, в некоторых партиях процент отбраковки
составляет 20 и более процентов. Кроме этого, некоторые Western
Digital начинают «сыпаться» через год с небольшим работы, то есть
уже после окончания срока гарантийного обслуживания, и вам останется
только выбросить такой диск. Точно также не надо использовать
винчестеры производства Samsung - они очень неторопливы и для
записи не годятся.
Объем диска надо выбирать по принципу
«чем больше, тем лучше». Если вы помните, стереозвуковой файл
с записью одной минуты на частоте сэмплирования 44 кГц и с разрядностью
16 бит будет занимать на винчестере около 10 Мб. То есть 1 Гб
хватит на 100 минут стереозаписи. А если вы будете работать с
8 дорожками, то 1 Гб хватит лишь на 12,5 минут непрерывного звучания.
Поэтому «рабочий» диск лучше ставить объемом не меньше 8-12 Гб.
Профессиональным музыкантам и
любителям, которые чувствуют, что их увлечение «всерьез и надолго»,
следует позаботиться об устройствах резервного копирования. Для
музыкантов самым лучшим таким устройством является пишущий привод
CD-R или CD-RW, который способен записывать и аудио- компакт-диски
и обычные CD-ROM с данными. CD-RW приводы, кроме этого, способны
работать и с перезаписываемыми дисками, а это очень удобно.
©Компьютер для музыкантов Москва-99