Кроме записи и воспроизведения
звуков из внешних источников возможен чисто компьютерный синтез
звука. Сейчас таких методов два: WT и FM. WT (WaveTable — таблица
волн) — воспроизведение заранее записанных в цифровом виде звучаний
— сэмплов (samples). Инструменты с малой длительностью звучания
обычно записываются полностью, а для остальных может записываться
лишь начало/конец звука и небольшая «средняя» часть, которая затем
проигрывается в цикле в течение нужного времени.
Для изменения высоты звука оцифровка
проигрывается с разной скоростью, а чтобы при этом сильно не изменялся
характер звучания, сэмплы инструментов составляются из нескольких
фрагментов для разных диапазонов нот. В сложных синтезаторах используется
параллельное проигрывание нескольких сэмплов на одну ноту и дополнительная
обработка звука(модуляция, фильтрование, различные «оживляющие»
эффекты и т. п.). Большинство плат содержит встроенный набор инструментов
в ПЗУ, некоторые платы позволяют дополнительно загружать собственные
инструменты в ОЗУ платы. Некоторые модели PCI-плат позволяют использовать
для загрузки инструментов общее ОЗУ компьютера.
Достоинства этого метода — предельная
реалистичность звучания классических инструментов и простота получения
звука. Недостатки — наличие жесткого набора заранее подготовленных
тембров, многие параметры которых нельзя изменять в реальном времени,
большие объемы памяти для сэмплов (иногда до нескольких мегабайт
на инструмент), различия в звучаниях синтезаторов.
FM (Frequency Modulation — частотная
модуляция)— синтез при помощи нескольких генераторов сигнала (обычно
синусоидального) со взаимной модуляцией. Каждый генератор снабжается
схемой управления частотой и амплитудой сигнала и образует «оператор»
— базовую единицу синтеза. Чаще всего в звуковых картах применяется
2-операторный (OPL2) синтез и иногда — 4-операторный (OPL3). Несмотря
на то, что большинство карт поддерживает режим OPL3, стандартное
программное обеспечение для совместимости использует их в режиме
OPL2. Схема соединения операторов (алгоритм) и параметры каждого
оператора (частота, амплитуда и закон их изменения во времени)
определяют тембр звучания; количество операторов и степень тонкости
управления ими определяют предельное количество синтезируемых
тембров.
Достоинства этого метода — отсутствие
заранее записанных звуков и памяти для них, большое разнообразие
получаемых звучаний, повторяемость тембров на различных картах
с совместимыми синтезаторами. Недостатки — очень малое количество
«благозвучных» тембров во всем возможном диапазоне звучаний, отсутствие
какого-либо алгоритма для их поиска, крайне грубая имитация звучания
реальных инструментов, сложность реализации тонкого управления
операторами, из-за чего в звуковых картах используется сильно
упрощенная схема со значительно меньшим диапазоном возможных звучаний.
При использовании звуков реальных
инструментов для синтеза лучше всего подходит метод WT; для создания
же новых тембров более удобен FM, хотя возможности FM-синтезаторов
звуковых карт сильно ограничены из-за своей простоты. Пожалуй,
от теоретических вопросов пора перейти к конкретике, то бишь к
компьютерным устройствам, предназначенным для обработки звука.