archive of dispatch
Интернет-проект поддержки музыкантов

Подписка на новости для слушателей и музыкантов

 
<< Назад | Вперед >>
Взаимосвязь качества звука и частоты дискретизации

Преобразование аналогового сигнала в цифровой состоит из двух этапов: дискретизации по времени и квантования по амплитуде. Дискретизация по времени означает, что сигнал представляется рядом отсчетов (сэмплов), взятых через равные промежутки времени. Например, когда мы говорим, что частота дискретизации 44,1 кГц, то это значит, что сигнал измеряется 44 100 раз в течение одной секунды. Основной вопрос на первом этапе преобразования аналогового сигнала в цифровой (оцифровки) состоит в выборе частоты дискретизации аналогового сигнала. Чем больше частота, тем точнее соответствует цифровой сигнал аналоговому. Однако пропорционально увеличению частоты возрастают: а) интенсивность потока цифровых данных, а пропускные возможности интерфейсов не безграничны, особенно если записывается/воспроиз водится одновременно несколько каналов; б) вычислительная нагрузка на цифровые процессоры, а их вычислительные возможности также ограничены; в) объем памяти, необходимой для хранения цифрового сигнала. Очевидно, что необходим компромисс. От выбора частоты дискретизации зависит частотный диапазон полученного цифрового звука и максимальная частота аналогового сигнала, правильно представленна в цифровом. Считается, что человек слышит частоты в диапазоне от 20 до 20 000 Гц. Согласно известной теореме Найквиста, для того, чтобы аналоговый (непрерывный по времени) сигнал можно было точно восстановить по его отсчетам, частота дискретизации должна быть как минимум вдвое больше максимальной звуковой частоты. Звуковая частота, равная половине частоты дискретизации, называется частотой Найквиста и является максимальной частотой, которую данная цифровая система может правильно сохранить и воспроизвести. Таким образом, если реальный аналоговый сигнал, который мы собираемся преобразовать в цифровую форму, содержит частотные компоненты от 0 до 20 кГц, то частота дискретизации такого сигнала должна быть не менее 40 кГц. Сегодня самыми распространенными частотами дискретизации являютя 44,1 кГц (CD) и 48 кГц (DAT).

В чем разница между звуковым давлением, звука и уровнем звука? Что такое децибел?
(окончание/начало)

Такая зависимость называется логарифмической, и именно из-за такой особенности нашего воспри-ятия изменение уровня (громкости) звука приня-то измерять в логарифмических единицах—белах (Б). Различие величин силы звука в белах вычисляется по формуле: N=lg 11/12 (lg — это десятичный логарифм), где N—изменение уровня звука, а II и 12— верхняя и нижняя границы сияй; звука. Десятикратное увеличение силы звука соответствует 1 белу (lgl0=l), а стократное увеличение соответствует двум белам (lgl00=2) и т. д. Логарифмическая шкала полностью соответствует особенностям нашего слуха. На практике оказывается, что бел — это слишком большая величина для изменения уровня. Поэтому чаще применяется децибел (дБ) — десятая часть бела. Тогда изменение уровня в децибелах будет вычисляться по формуле: N=10 lg I1/I2. Минимальный перепад уровня, который способно воспринять наше ухо, как раз равен одному децибелу. Это одна из главных причин введения такой системы измерения уровня. А весь динамический диапазон слуха составляет 120 дБ. Изменение уровня звука обычно оценивается в децибелах относительно порога слышимости. Когда говорят, что уровень звука в колонках равен ста децибелам, подразумевают, что колонки работают на уровне превышающем порог слышимости на 100 дБ. Для того чтобы как-то почувствовать такой непростой способ измерения уровня звука (лишь отражающий парадоксаль-ность нашего слухового восприятия), мы приведем таблицу со знакомыми вам звуковыми объектами и уровнями звука, которые они производят.

<< Назад | Вперед >>
Advertisment